Заметки

Императорский Мариинский театр: преступления и наказания

Творческая мощь балетной труппы Императорского Мариинского театра поддерживалась как кнутом, так и пряником. Сегодня пост о кнутах
Николай Легат. Карикатура братьев Легатов
Николай Легат. Карикатура братьев Легатов

Николай Легат вспоминает: «Я танцевал с Анной Иогансон, дочерью нашего старого профессора. В финале нашего pas de deux мы должны были разойтись по разным сторонам сцены и выполнить пируэт. Сделав свой, я увидел, что на другой стороне сцены Анна очутилась на полу, и в итоге меня обвинили в том, что я позволил ей упасть. Когда мне сообщили, что я должен заплатить штраф, я смог сказать в свою защиту, что исполнял танец так, как он был поставлен Петипа, и что сумел бы предотвратить падение Анны лишь в том случае, если бы обладал десятиметровыми руками. Тем не менее с меня удержали 10 рублей. Теоретически танцовщик ответственен за то, чтобы поддерживать свою партнёршу в любых обстоятельствах, и от меня ожидалось, что я должен был предвидеть такой поворот и предотвратить его».

Николай Легат. "История русской школы". СПб., 2014.

А вот след в истории, оставленный танцовщицей Марией Пороховниковой:

«Артистка балетной труппы Мария Пороховникова 26 сентября при представлении балета «Привал кавалерии», танцуя вальс, упала. Ввиду того, что она исполняла танцы без репетиций за заболевшую артистку Исаеву I, его сиятельство в должности директора императорских театров приказал оставить без взыскания, но за то, что после падения последовал с её стороны крик и смех, его сиятельство приказал изволить объявить ей выговор».

Цитата: РГИА. Ф. 495. Ед. хр. 273. Журнал распоряжений дирекции императорских театров.

Благодарим за архивную находку Янину Курионову 🙂


Карались как не уместные для сцены крики и звуки, так и внешний вид артистов. В следующем документе от 30 сентября 1899 года зафиксирована оплошность Юлии Кшесинской — сестры широко прославившейся Матильды Кшесинской. Артистка «надела золотой браслет в виде обруча, что не соответствовало по сюжету костюму крестьянки». Цена вольности — штраф в 10 рублей.

Рапорт в контору Императорских театров. На рапорте — виза о наложении штрафа в размере 10 рублей. Музей политической истории

♦ В 1902 году ведро водки стоило 4 рубля, хромовые сапоги — 2 рубля, кирзовые — 1 рубль, фунт (∼0,45 кг.) мяса — 40-60 копеек, фунт ситного хлеба — 3 копейки, 20 ложек — 50 копеек.

О пантомиме

 

чаплин

«Человечество всегда нуждалось в немом выражении своих эмоций, независимо от того, насколько прекрасной сделалась человеческая речь. И в таком мимическом выражении человечество всегда будет нуждаться, потому что в конечном итоге 87% наших впечатлений мы воспринимаем с помощью глаза и только 9% с помощью уха»  (Чарли Чаплин)

Пантомима — одно из выразительных средств балетного спектакля наряду с танцем. Она представляет собой язык жестов, с помощью которого артисты балета общаются друг с другом.

В более широком смысле к пантомиме восходят корни не только балета, но и театра как такового.

Пантомима — древнейшее из искусств, которым обязаны были владеть древнегреческие, а вслед за ними и древнеримские актеры. В те времена для обозначения искусства пантомимы существовало особое понятие — сальтация*. За несколько тысячелетий пантомима не утратила своей магии, но, как и многое в этом мире, сильно преобразовалась. Что представляла собой пантомима древних актёров — можно только фантазировать, а вот увидеть её жизнь в XX веке — абсолютно реально.

 

*Сальтация (лат. saltare, итал. salta — «прыжок») — мимическая пляска

 

Смотрите пантомимы феноменального советского клоуна Леонида Енгибарова!