Краткая история балетной труппы Санкт-Петербургской консерватории

История Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории берет отсчёт с 1923 года. Тогда была создана Оперная студия, где имелся небольшой состав артистов балета. Функции коллектива изменились с открытием в 1962 году кафедры «Режиссура балета». К руководству труппой основатель кафедры Федор Лопухов и преподаватель Петр Гусев привлекли Нину Мириманову.

Нина Мириманова (1917-2011)

Блистательная характерная танцовщица, Мириманова обладала и организаторской, административной хваткой. Она быстро наладила взаимодействие студентов кафедры с труппой. Оперная студия стала стартовой площадкой для студентов-хореографов, которые в будущем выросли в ведущих балетмейстеров разных театров страны (Георгий Алексидзе, Леонид Лебедев, Владимир Елизарьев, Константин Рассадин, Владимир Салимбаев, Борис Эйфман, Давид Авдыш, Александр Полубенцев, Георгий Ковтун, Эдвальд Смирнов и др.). Сочинения студентов, в том числе спектакли для детей, регулярно пополняли репертуар Оперной студии. В те времена музыкальными руководителями оперных и балетных спектаклей выступали студенты-дирижеры (Александр Титов, Марис Янсонс, Юрий Серебряков и др.). В постановках принимали участие приглашенные мастера балета (Борис Брегвадзе, Людмила Сафонова), кто-то, поработав в Оперной студии, переходил на позиции ведущих артистов в другие театры города (Гали Абайдулов, Василий Медведев, Олег Игнатьев).

Никита Долгушин (1938-2012)

В 1983 году начался новый этап развития труппы, связанный с появлением в роли руководителя Никиты Долгушина (одновременно он был назначен заведующим кафедрой «Режиссура балета»). К студенческим спектаклям прибавились реконструкции старинных балетов («Свадьба Авроры» и «Пахита» на основе хореографии Мариуса Петипа, реставрация балетов Михаила Фокина и номеров Анны Павловой), незнакомые прежде публике образцы западной хореографии («Павана мавра» Хосе Лимона, номера Джерома Роббинса и Джона Крэнко, «Симфония до-мажор» Джорджа Баланчина). Начавшийся с Долгушиным бурный расцвет оригинального репертуара в дальнейшем набирал обороты. Этому способствовала реорганизация, по итогам которой Оперная студия превратилась в театр оперы и балета и получила возможность не только решать учебные задачи, но и развиваться самостоятельно.

Время шло, при ректоре Александре Чайковском театр вновь стал подразделением консерватории. Оскудел репертуар (в частности, исчезли из спектакли Долгушина), но театр все равно продолжал решать как учебные, так и коммерческие задачи, не забывая о подготовке премьер, несмотря на сложности с поиском финансирования и напряженную ситуацию в администрации консерватории. Последнее, что удалось осуществить в театре его нынешнему художественному руководителю Олегу Виноградову – это поставить уже полюбившиеся публике «Щелкунчик» и «Золушку».

За долгий период существования, невзирая на изменения юридического статуса, единственный в стране театр при консерватории обрел и воспитал собственного зрителя. Сюда до начала ремонта исторического здания ходили семьями, его любили пенсионеры. В сравнении с Мариинским и Михайловским театрами театр консерватории — самый социально ориентированный по ценам на билеты. Это театр, который дает возможность увидеть классическое искусство широким слоям населения.

«Лебединое озеро»
«Золушка»
«Жизель»
«Па де катр»
«Щелкунчик»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

sixty eight + = seventy six