Краткая история балетной труппы Санкт-Петербургской консерватории

История Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории берет отсчёт с 1923 года. Тогда была создана Оперная студия, где имелся небольшой состав артистов балета. Функции коллектива изменились с открытием в 1962 году кафедры «Режиссура балета». К руководству труппой основатель кафедры Федор Лопухов и преподаватель Петр Гусев привлекли Нину Мириманову.

Нина Мириманова (1917-2011)

Блистательная характерная танцовщица, Мириманова обладала и организаторской, административной хваткой. Она быстро наладила взаимодействие студентов кафедры с труппой. Оперная студия стала стартовой площадкой для студентов-хореографов, которые в будущем выросли в ведущих балетмейстеров разных театров страны (Георгий Алексидзе, Леонид Лебедев, Владимир Елизарьев, Константин Рассадин, Владимир Салимбаев, Борис Эйфман, Давид Авдыш, Александр Полубенцев, Георгий Ковтун, Эдвальд Смирнов и др.). Сочинения студентов, в том числе спектакли для детей, регулярно пополняли репертуар Оперной студии. В те времена музыкальными руководителями оперных и балетных спектаклей выступали студенты-дирижеры (Александр Титов, Марис Янсонс, Юрий Серебряков и др.). В постановках принимали участие приглашенные мастера балета (Борис Брегвадзе, Людмила Сафонова), кто-то, поработав в Оперной студии, переходил на позиции ведущих артистов в другие театры города (Гали Абайдулов, Василий Медведев, Олег Игнатьев).

Никита Долгушин (1938-2012)

В 1983 году начался новый этап развития труппы, связанный с появлением в роли руководителя Никиты Долгушина (одновременно он был назначен заведующим кафедрой «Режиссура балета»). К студенческим спектаклям прибавились реконструкции старинных балетов («Свадьба Авроры» и «Пахита» на основе хореографии Мариуса Петипа, реставрация балетов Михаила Фокина и номеров Анны Павловой), незнакомые прежде публике образцы западной хореографии («Павана мавра» Хосе Лимона, номера Джерома Роббинса и Джона Крэнко, «Симфония до-мажор» Джорджа Баланчина). Начавшийся с Долгушиным бурный расцвет оригинального репертуара в дальнейшем набирал обороты. Этому способствовала реорганизация, по итогам которой Оперная студия превратилась в театр оперы и балета и получила возможность не только решать учебные задачи, но и развиваться самостоятельно.

Время шло, при ректоре Александре Чайковском театр вновь стал подразделением консерватории. Оскудел репертуар (в частности, исчезли из спектакли Долгушина), но театр все равно продолжал решать как учебные, так и коммерческие задачи, не забывая о подготовке премьер, несмотря на сложности с поиском финансирования и напряженную ситуацию в администрации консерватории. Последнее, что удалось осуществить в театре его нынешнему художественному руководителю Олегу Виноградову – это поставить уже полюбившиеся публике «Щелкунчик» и «Золушку».

За долгий период существования, невзирая на изменения юридического статуса, единственный в стране театр при консерватории обрел и воспитал собственного зрителя. Сюда до начала ремонта исторического здания ходили семьями, его любили пенсионеры. В сравнении с Мариинским и Михайловским театрами театр консерватории — самый социально ориентированный по ценам на билеты. Это театр, который дает возможность увидеть классическое искусство широким слоям населения.

«Лебединое озеро»
«Золушка»
«Жизель»
«Па де катр»
«Щелкунчик»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− three = 3