Танец Взятки от Салтыкова-Щедрина

М.Е. Салтыков-Щедрин, раздосадованный нелепостями балета Жюля Перро «Наяда и рыбак» (1851), не смог ограничиться только критической статьей и предложил пародийное либретто балета «Мнимые враги, или Ври и не опасайся!»

saltyrov_1850«…Если уже необходимо, в видах отвлечения, устремлять человеческое внимание на поднимание ног, то нельзя ли устроить это последнее по поводу несколько менее бессмысленному, ближе подходящему к нашим существенным интересам?   Я полагаю, что можно, ибо поднимать ноги отнюдь не возбраняется по какому угодно поводу. Проникнутый этой истиной, я счел за надобное подкрепить мою мысль ясным и для всех очевидным доказательством, то есть сочинил программу балета, которая, по моему мнению, должна удовлетворить всем требованиям. Льщу себя надеждою, что представители санкт-петербургских театральных искусств не только не посетуют на меня за мой труд, но, напротив того, поспешат воспользоваться им и поставят балет моего сочинения на сцену с великолепием, вполне соответствующим его достоинству».

Объемное либретто имеет внушительный подзаголовок «Современно-отечественно-фантастический балет в 3-х действиях и 4-х картинах. Соч. хроникера «Современника»*; музыка соч. г. Серова; машины и полеты гг. Юркевича, Косицы и Ф. М. Достоевского; костюмы того самого портного, который, взамен полистной платы, одевает сотрудников «Эпохи».

Действующие лица аллегоричны:

Отечественно-консервативная сила, скрывающаяся под именем Ивана Ивановича Давилова .   
Иван Иванович Обиралов,   Иван Иванович Дантист - наперсники и друзья Давилова.   
Отечественный либерализм, скрывающийся под именем Ивана Александровича Хлестакова  - пасынок Давилова.   
Анна Ивановна Взятка, женщина уже в летах, но вечно юная; напрасно полагает себя вдовою.   
Аннета Потихоньку-Постепенная, молодая женщина; напрасно полагает себя девицей.   
Лганье   
Вранье   
Излишняя любознательность   
Чепуха   
Эпохино семейство   
Мужики. Полицейские, солдаты. Внутренняя стража. Стрижи.

Предлагаем вашему вниманию развернутое описание танца Анны Ивановны Взятки

 «Взятка порхает по сцене и легкими, грациозными скачками дает понять, что сделает счастливым того, кто будет ее обладателем. Она почти неодета, но это придает еще более прелести ее соблазнительным движениям. Давилов совершенно забывает о недавней незнакомке и с юношескою страстью устремляется к новой очаровательнице. Он старается уловить ее; движения его порывисты и торопливы; ловкость поистине изумительна. Но Взятка кокетничает и не дается; вот-вот прикасается он к ее талии, как она ловко выскользает из его рук и вновь быстро кружится в бешеной пляске. Наконец, утомленная и тронутая мольбами своего любовника, она постепенно ослабевает… ослабевает… и тихо исчезает в карман Давилова. Обиралов и Дантист, умиленные, стоят в почтительном отдалении и слегка подтанцовывают».

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 + four =